Лодка пвх с надувным дном высокого давления: 4 конструктивных отличия, преимущества и недостатки. 8 приёмов успешного выхода на глиссирование с маломощным мотором. Когда не нужны права на лодку и что должно быть в моторке

Лодка пвх с надувным дном высокого давления

Мой друг, бывалый речной волк и мореман-одномоторник Алексей Замышляев решил поделиться с вами своим хобби, которому отдает все свое свободное время в теплое время года. Читайте, что он написал про свое увлечение.

В далёком 1995 году перевели меня с Дальнего Востока к новому месту службы, в Астраханскую область. Волга, красота. В тех местах не иметь лодки считалось дурным тоном. Все лодочные станции, пирс — в шаговой доступности, и по этой причине о таких «фишках» как, например, лодка ПВХ с надувным дном высокого давления представление у провинциальных водномоторников было очень смутным.

В период нашей «перестройки», снижения уровня жизни, людям было уже не до понтов и металлические (других не было) моторки стали распродавать. Так я решился вложить свои скромные подъёмные в моторное судно и купил «за копейки» лодку «Крым М» с мотором «Нептун-23».

На воде ощутил настоящее, непередаваемое наслаждение, просто детскую радость! Почувствовал себя в иной оболочке, осознал, что получил ещё одну степень свободы.

С деньгами было сложно, но судно не продавал.

Пролетело время. Снова нужно менять место, уже не службы, а жительства. Переехал с семьёй в город. Лодку и мотор пришлось продать, но ностальгия осталась. Пару лет промучился и купил ПВХ лодку с НДВД под мотор и мотор, так как в городе ни пирса, ни пристани. Теперь проблем нет. Любой водоём доступен – лодка мобильна.

И снова – вброс адреналина, радость от скорости на воде.

Теперь всё это мне даёт уже не Крым, а лодка ПВХ НДВД с мотором! За 25 лет своего водномоторного увлечения я ходил с друзьями и семьёй на лодке с НДНД, с жёсткой стланью и имею огромное желание поделиться своими впечатлениями.

Возможно, людям, желающим приобщиться к славной когорте водномоторников, мой опыт и совет по выбору моторной лодки принесут пользу.

Моторные лодки ПВХ и 4 их конструктивных отличия

Почему надувные лодки из пвх под мотор длиной до 3,5 м стали популярны у любителей активного отдыха? Почему горожанину выгодно иметь подобное плавсредство?

Ответ прост:

  • лодка до 3,5 … 3,8 м для семьи из 2х – 3х человек вполне комфортна для перемещения на небольшие расстояния по воде;
  • при аккуратной эксплуатации, содержание судна не требует расходов;
  • для надувных лодок, которые легко можно собрать на берегу, не нужны стоянка на пирсе и специальные приспособления для спуска на воду;
  • для перевозки не требуется специального прицепа к машине;
  • хранят лодку в свёрнутом виде. Вместе с вёслами и спасательным снаряжением она не занимает много места даже в городской квартире;
  • обычно на лодку устанавливают подвесной мотор мощностью до 10 л.с.Общая масса лодки пвх с мотором не превышает 200 кг. По совокупности признаков комплект не нужно регистрировать в ГИМС.

На эту тему написано немало, так как выбор любого транспортного средства задача не из простых. Поэтому чем больше информации соберёт и проанализирует потенциальный водномоторник, тем больше вероятности выбора судна с мотором под свои запросы.

Если вы только собираетесь приобрести лодку с мотором, то информация в этой статье – для вас.

Все лодки пвх под мотор по конструктивному признаку можно разделить на 4 большие группы. Отличаются они способом устройства палубы. Именно палубы, а не днища, как говорят и пишут во многих публикациях. Днища наших лодок по конструкции также отличаются. Это может быть:

  1. ПВХ ткань, натянутая кильсоном.
  2. Днище и палуба одновременно.
  3. Жесткое днище (РИБ).
  4. Пайолы-палубы.

Конструкция лодок пвх

Для того, чтобы выбрать лучший вариант судна с мотором для себя и семьи, предлагаю вкратце рассмотреть каждый.

Лодка с жёстким пайолом

Пайол для лодки

Лодка ПВХ с жёстким пайолом может иметь пайол из фанеры или алюминия.

Лодка укладывается в 2 упаковки:

  1. пайол с продольными стрингерами, банками (скамейки) и разборными вёслами;
  2. сама лодка в сложенном виде.

Через отверстие в сужающейся (носовой) части пайола доступен клапан подкачки надувного кильсона. В некоторых вариантах жёсткой палубы такого отверстия нет. Чтобы подкачать кильсон, необходимо частично демонтировать пайол. Так что лучше, чтобы такое отверстие было.

Лодка ПВХ с надувной палубой высокого давления: важные эксплуатационные характеристики

Внешний вид сверху и снизу смотрите на картинке.

Лодка пвх с пайолом

В этом варианте достаточно одной упаковки:

  • ПВХ оболочка;
  • надувная палуба;
  • банки и вёсла укладываются в одну сумку.

Масса лодки в упаковке несколько меньше массы 2-х сумок аналогичной с жестким пайолом. Для накачки надувного пола нужен электрический насос. Как правило, штатное давление в палубе – 0,8 кг/см2, и обыкновенной «лягушкой» качать проблематично.

Пайол плотно ложится между бортовыми баллонами и натяжным днищем. После накачки – становится жёстким, как доска.

Время готовности лодки пвх с надувным пайолом к спуску на воду меньше, чем судна со сборным полом. Как недостаток – в походе нужно возить собой электронасос и аккумулятор 12В.

Я уже несколько сезонов, обхожусь мотоциклетным. Насос – Браво до 0,8 атм. Качаю лодку и палубу от автомашины, мото-акум и насос – с собой, но за 5 лет на воде аккумулятор ни разу по прямому назначению не использовал. Только в гараже подзаряжал. Светодиоды в палатке, дежурный фонарь, топовый фонарь ночью.

Лодочный насос

Преимущество лодок с Airdeck – дополнительный независимый блок плавучести – сама надувная палуба.

Во всех ПВХ лодках под мотор с «трюмом» — предусмотрен сливной клапан.

Клапан слива

Попавшая в «трюм» (пространство между пайолом и днищем) из кокпита вода легко удаляется через специальный клапан в транце. Существуют клапаны, через которые воду из трюма можно слить даже на ходу. На своей лодке не пробовал.

Лодка ПВХ с надувным дном низкого давления (НДНД): 2 конструктивные особенности

Вот здесь как раз и уместно говорит о надувном дне низкого давления, поскольку конструктивно в лодке и палуба и дно – один и тот же баллон.

Лодка НДНД

Днище, как правило, «бронируется» (усиливается) дополнительным слоем ПВХ полностью или частично. У разных производителей предпочтения разные. Такое конструктивное дополнение от прокола острым предметом не страхует, но вероятность сквозного повреждения днища камнями и топляком снижается.

Минус – возрастает масса лодки. Отсутствие «трюма» также не плюс, так как вода в лодке от брызг, захлёстов и т.п. однозначно будет. И будет она вся на палубе, в обитаемом пространстве. Некомфортно.

Сливной клапан есть, но он также на уровне палубы. Давление в бортовых баллонах и дне 0,25 … 0,3 атм. Накачивать ножным насосом долго и трудоёмко. Электрический – быстро и удобно.

Комплект: аккумулятор+насос на водную прогулку брать желательно.

РИБ – «жесткая» надувная лодка: преимущества и недостатки конструкции

РИБ – от английского RIB (Rigid Inflatable Boat). Буквально — «жесткая надувная лодка». На самом деле имеется в виду жёсткое профилированное днище из стеклопластика или АМГ. Борта – как у обычной ПВХ лодки.

Конструкции днищ РИБов самые разнообразные – от герметичных, подобных НДНД до обыкновенного «корыта» с хорошим гидродинамическим профилем и без палубы.

Лодка РИБ

На фото – РИБ с палубой и отдельным профилированным днищем. Признак – наличие сливного клапана ниже плоскости палубы.

По своим мореходным качествам и надёжности РИБ превосходит остальные лодки ПВХ под мотор.

РИБ с днищем из АМГ по массе не превосходит НДВД, НДНД и пайольные. На режим глиссирования выходит увереннее, скорость на воде – выше, волну преодолевает лучше. Низ – фактически днище металлической лодки.

Недостаток – не увезти в багажнике авто.

Производят складные РИБы.

Складная лодка РИБ

Такую штуку в салоне увезти можно, если только сам РИБ будет не из стеклопластика (тяжеловат), но лодка имеет жёсткий киль, нужно придумывать, как не попортить салон автомашины.

Двигатель ещё погрузить нужно, пассажиров разместить. Приходим к выводу, что РИБ на воде удобна, но для транспортировки требует либо прицепа, либо очень вместительного салона.

Теперь, когда мы кратко рассмотрели все 4 доступные вида лодок пвх, можно свести в таблицу их характеристики

Возьмём судна одного класса, длиной 330 см.

Бриг 330 Бриг D330 sw Солар 330 RIB BrigFalcon F330
Масса б/оборудования, кг 42 31 39 78
Г/подъёмность, кг 530 530 450 450
Допустимая мощность мотора, л.с. 15 12 15 25
Масса мотора макс., кг 54 54 45
Плавучесть, кол-во блоков 4 5 4 4
Пассажиров с капитаном, чел. 4 4 3-4 4
Наличие трюма + + +/-
Диаметр бортовых баллонов, см 40 40 45 40
Порядок цены за шт., тыс.руб 50 70 59 160

Получается, что самая транспортабельная и лёгкая лодка – с НДВД, но она и дороже.

Удобно в данном конструктиве и то, что максимальная мощность плм всего на 15% выше требований для регистрации лодки с мотором ГИМС. Авторитетно докладываю, что двигателя 9,8 л.с. хватает для уверенного выхода на глиссирование с загрузкой 200 – 240 кг (трое взрослых).

Если регистрация не пугает, есть деньги на мощный подвесной мотор и есть на чём судно перемещать по шоссе, то бесспорный лидер – РИБ.

На этой лодке можно легко смонтировать рулевую консоль, организовать дистанционный запуск плм, или приобрести уже с консолью, но цена …

Выходим на глиссирование: научные рекомендации и личная безопасность

Если мы решили не связываться с регистрацией судна, то двигатель нужно выбирать из соображений безопасности (см. допустимая мощность), приемлемой массы и запланированной полезной нагрузки.

При выборе лодки пвх под мотор, выбор двигателя стоит не на последнем месте. Правильно подобранный движок обеспечит владельцу комфортную езду и «покатушки с ветерком». Все моторные пвх лодки предусматривают режим глиссирования.

Чуть – чуть о том, что это за явление.

Учебное пособие по гидродинамике гласит: «глиссирование – это движение судна в режиме скольжения по поверхности воды, когда наибольшая часть массы поддерживается подъемной гидравлической силой, воздействующей на плоское днище при высокой скорости».

Для лодки с жестким корпусом и РИБ – да.

Для пвх лодки уточним, что для обеспечения режима необходима минимальная смачиваемость площади днища.

Нелишне добавить, что глиссирование – классический пример перемещения объекта в «точке сверхнеустойчивого равновесия». Необходимое условие, с точки зрения физики, – достаточная мощность мотора + плоское днище.

По этой причине у всех глиссирующих лодок угол килеватости днища снижается от носа к корме. В идеале днище около транца должно быть плоским.

Днище лодки

Но это в идеале. Чистая плоскодонка на нашем режиме избыточно чувствительна к румпелю, а в некоторых ситуациях просто опасна. Крутой поворот на глиссере может привести к опрокидыванию лодки, причём не наружу дуги радиуса поворота, а вовнутрь.

В этой ситуации вектор тяги мотора будет выталкивать лодку из воды со стороны кормы и поперёк оси. Килеватости нет, значит нет и никакого бокового сопротивления. Но и на умеренно килеватой лодке при глиссировании и выходе на режим, резких движений румпелем делать не стоит.

На фото ниже дядя, один в лодке, дал сразу «газу до отказу». Опасный финт, однако. Классно стартанул.

Утопленник

Последствия: в лучшем случае полная, до бортов лодка воды. В худшем – накроет дядю.

Как рассчитать мощность мотора для лодки пвх: самая простая методика

Чтобы рассчитать, сможет ли судно выйти на глиссирование, необходимо запомнить общепринятые исходные данные для лодок до 3,5 м:

  • лодка с килем: 25 кг/л.с.;
  • лодка с плоским дном: 30 кг/л.с.

То есть, при установке 2-х тактного плм 9,8 л.с. (≈ 30кг) на лодку ПВХ Бриг Динго 330 sw, массой 31 кг, для уверенного выхода на глиссирование с полезной нагрузки должно быть не более:

  • 25х10 – 31-30=250 — 61=199 кг
  • 30х10 – 31-30=300 — 61=239 кг
  • В среднем – 219 кг, т.к. Бриг 330 килеватость имеет очень умеренную.

Можно с комфортом устраиваться вдвоём, погрузить необходимый вещи и отправляться на прогулку, с драйвом.

Стоит отметить, формула приблизительно описывает возможность уверенного выхода на глиссирование в зависимости от общей массы (длина судна не учитывается, а сила трения зависит от площади соприкосновения днища с водой).

Расчёт приведён для пресной воды. В морской воде загрузка может быть больше.

Как просто выбрать двигатель для лодки пвх

На рынке подвесных лодочных моторов выбор широчайший. 2 –х и 4-х тактные, с длинной и короткой «ногой – дейдвудом», брэндовые и «не очень». Диапазон цен не уступает номенклатуре.

Основными критериями должны быть:

  • Основное назначение моторной пвх лодки
  • Мощность
  • Экономичность
  • Масса
  • Цена

Если планируете использовать судно для отдыха на воде и рыбалки спиннингом или удочкой, то приглядите 2-х тактный двигатель. Он легче и дешевле.

Если вы любитель троллинга, то выбирайте 4-х тактный. Он устойчиво работает на низких оборотах, меньше нагара на свечах, менее шумный, экономичнее 2-х тактного.

При выборе моторной лодки стоит промониторить предложения комплекта: лодка + мотор. Здесь имеется 2 плюса:

  1. производитель уже за вас подобрал двигатель;
  2. комплект обойдётся дешевле, чем приобретать все по отдельности.

«Китайцы» дешевле. Сейчас большинство китайских двигатели выпускаются или на совместных предприятиях, или по лицензиям мировых брэндов. Смысла переплачивать за наклейку на капоте нет.

Как выйти на глиссер на маломощном моторе 5 л с: 7 технических приемов

Существует несколько способов:

  1. Установить «грузовой» винт, — винт с меньшим шагом;
  2. Смонтировать (приклеить) лёгкие транцевые плиты типа косынок;
  3. На антикавитационную плиту двигателя установить гидрокрыло;
  4. Установить носовой тент – блистер на лодку;
  5. Равномерно распределять груз и пассажиров в кокпите относительно продольной оси и центра тяжести;
  6. Следить за давлением в баллонах и днище, палубе, кильсоне;
  7. Правильно выставить угол трима – угол между осью дейдвуда и плоскостью транца.

Выход на глиссер

Транцевые плиты и гидрокрыло создают дополнительную подъёмную силу на корме и препятствуют излишнему заглублению дейдвуда, а, следовательно, снижают гидродинамическое сопротивление во время выхода на глиссер.

Скорость после выхода на глисс несколько ниже, чем у лодок без плит и крыла, т.к. возрастает площадь смоченных поверхностей.

Ещё один способ: если в лодке двое, как только капитан дал мотору полный газ и лодка «задрала» нос, пассажир должен быстро переместиться на нос и «положить» лодку на воду своей массой. Во многих случаях помогает. Газ, до начала скольжения, прибирать не стоит.

Блистер снижает лобовое сопротивление от пассажиров и выступающего выше бортов груза.

Минимальную скорость, при которой лодка находится на грани выхода на глиссирование, можно вычислить по формуле Фруда (в спокойной воде).

Fr = V/√(g*L), и соответственно: V = Fr*√(g*L)

где:

Fr – число Фруда. Если меньше 1 – забудь про глиссер, если больше – выйдешь.

V – скорость, км/ч

g (9.81) – ускорение свободного падения, м,с2

L – длина лодки (3,3 м).

V = 1*√(9,81*3,3) = 5,7 км/ч (скорость пешехода из школьного учебника)

Предположим, что на полном газе правильно загруженная лодка с нормально выставленным двигателем, в водоизмещающем состоянии, разогналась до 7 км/ч (Fr = 1,4), но наблюдаем сильный дифферент на корму и скорость не увеличивается. Находимся на начальном этапе.

Тогда можно попробовать на ходу «положить» лодку в горизонт. Поможет пассажир, капитан может переместиться ближе к носу. В большинстве случаев получается.

В ситуации выхода на глиссер таким способом (через так называемую «кобру»), нужно быть готовым к тому, что лодка резко увеличит скорость. Впереди не должно быть помех движению.

Во время запуска мотора, манипуляций с выводом лодки на глиссер, при движении лодки запомните, как заповедь из Корана:

  1. При запуске и работе двигателя шнур аварийного отключения зажигания всегда должен быть надёжно закреплён на одежде и/или браслете капитана, а другим концом штатно подсоединён к мотору.
  2. Никогда не запускайте двигатель, стоя в лодке, и не вставайте с банки, даже если двигатель работает на нейтрали. Касается и пассажиров. Случаи включения передачи свисающей одеждой бывали. Последствия самые различные – от испуга и нештатного купания до больничной койки.
  3. Не вставайте с банок в рост при движении. Пассажиров также касается.
  4. Не эксплуатируйте двигатель со снятым капотом.

Считаем, что теоретическая часть освоена. Дело за практикой.

Эксплуатация лодки на суше: транспортировка, спуск на воду и слипование лодки пвх с мотором

Будем считать, что способ транспортировки судна и двигателя выбран на этапе выбора комплекта.

По поводу спуска на воду и слипования (мор.) – подъёма из воды.

Если лодка пвх из магазина не оборудована транцевыми колёсами, то даже перед первым спуском на воду о них следует позаботиться.

Транцевые колеса

Съёмные транцевые колёса – очень полезное дополнение к вашей лодке пвх с мотором.

Цена пары самых «крутых» с кронштейнами, стойками и дутой резиной не превышает 5 т.р.

Монтаж на транце – 2 минуты.

Мотор на транец можно устанавливать на берегу. Загружать лодку – тоже на берегу.

Спуск на воду – поднимаем судно за носовой рым и катим к береговой черте. Скатываем в воду, до момента, когда лодка всплывёт. Грузимся сами. Поднимаем колёса из воды со стороны кокпита до характерного щелчка фиксатора.

Запускам двигатель и «поехали»!

Слип – в обратной последовательности.

Своего Брига с загрузкой до 100 кг плюс движок, без натуги катаю по берегу до машины и обратно.

Один момент всё же есть: когда лодку складываем в упаковку несъёмные кронштейны нужно обернуть какой-либо тканью, чтобы не повредить баллоны.

В остальном – ноу проблем!

Хитрый ГИМС: как избавиться от регистрации и налогов

Регистрировать в ГИМС моторную пвх лодку не нужно в том случае, если масса лодки вместе с двигателем максимальной допустимой мощности не превышает 200 кг.

Т.е. если лодка весит 50 кг и на ней установлен мотор 9,9 л.с. массой 30 кг, но допустимая мощность мотора 50 л.с., то нужно отталкиваться от массы двигателя в 50. Скорее всего 150 кг все весить не будет, но посчитать не мешает.

В этом случае удостоверение судоводителя (УС) также вам не пригодится, но представление о правилах судовождения иметь необходимо. От знания и выполнения зависит безопасность ваша и пассажиров. От штрафов и санкций ГИМС отсутствие УС тоже не страхует.

Что должно быть в моторной лодке

Учиться на судоводителя необходимости нет, но ваше плавсредство должно быть укомплектовано:

  • спасательными жилетами на всех, включая детей;
  • концом Александрова;
  • аптечкой первой помощи;
  • буксирно – швартовый канатом;
  • якорем с якорным канатом;
  • пожарным баллончиком.

Если лодка и мотор не зарегистрированы, возите с собой копии договоров купли – продажи и копию документа, удостоверяющего личность. Бумаги и смартфон– в гермоупаковку. Я собой вожу, на всякий случай, руководство по эксплуатации мотора и лодки.

На первый взгляд много всего, но умещается на мне и в рюкзачке. Всё вместе, без жилетов, — до 5 кг.

Требования ГИМС по укомплектованности маломерных судов корректируются почти каждый год. Просматривайте их на сайте МЧС.

Будьте вежливы на воде.

Аккуратно, не создавая большой волны, обходите гребные суда.

Не ходите по судовому ходу, пересекайте его только под прямым углом.

Пересекайте курс другого судна только за его кормой.

Расходитесь со встречными судами левым бортом.

Не заходите в зоны купания, или только с выключенным мотором.

Работает принцип помехи справа, и передвигаться следует ближе к правому берегу.

Уступайте «дорогу» судам, идущим навстречу вверх по течению.

Старайтесь не выходить на судоходные реки ночью и при плохой видимости.

Усвойте правила стоянки маломерных судов.

Изучите подаваемые на воде сигналы и правила буксировки.

Регулярно, особенно перед открытием навигации, перечитывайте правила судовождения.

Рыбакам: рыбу, кроме живцов, на рыбалку не брать!

Реклама
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
(5 голосов, в среднем: 5 из 5)

Подпишитесь на нашу рассылку "Домашний мастер" и Вы всегда узнаете первыми о новостях этого блога!


Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *